Харьковская еврейская школа №170

Гостевая книга

История школы

small logo

История еврейской школы из первых уст... директора школы Григория Иосифовича Шойхета.

Первая попытка создать школу была в 1971 году, вторая – в 1978, третья – в 1986. Чиновники, к которым я обращался со своей еврейской проблемой, смотрели на меня, как Бен Ладен на американский небоскреб. Самые гуманные из них говорили: « У тебя что, не все дома? Иди проверь, может уже пришли». А самые любопытные спрашивали: «Зачем тебе это нужно? Ведь никто еврейских детей из обычных школ не выгоняет». Как я мог им объяснить, зачем мне это нужно?

В 1991 году на волне демократии к власти пришли нормальные люди. Я к ним. Они говорят: «Давай!». И тут случился конфуз, как у одного спортсмена-бегуна, который за что-то разозлился на боксера и давай его догонять. А когда догнал, сильно пожалел. Так случилось и у меня. Школу уже, вроде как, и открыть можно, а дальше что? Чему учить, кто будет учить и как учить? Программ нет, учителей и учебников тоже…

И тут приехал в Харьков Мендл Москович, ему тогда было месяцев 10 от роду, и он, правда, пошатываясь, пешком ходил под стол, не цепляя головой крышки. Он прихватил с собой маму Мирьям и папу Мойшу, который случайно оказался раввином. Откровенно вам скажу, что до встречи с Моше, я не видел ни одного живого раввина. На картинках в старых идишских книгах раввины изображались одинаково худыми, старыми, сутулыми, как будто они вышли из одного туберкулезного диспансера. И вдруг я увидел молодого, симпатичного, веселого, остроумного, полного сил и энергии человека. Он оказался раввином. С теми раввинами на картинках он был схож только шляпой. Как оказалось, он хотел не меньше меня открыть в Харькове еврейскую школу. А приехал он сюда, чтобы исполнить волю своего великого учителя и наставника Менахема Мендла Шнеерсона. Я не даю 100% гарантии, что все было так, как я вам пишу. Но мне представляется, что Ребе пригласил к себе на аудиенцию р. Мойшу, Мирьям и Мендла, и сказал им приблизительно так: « Дети мои! В Харькове живет такой себе Гершл Шойхет, так он хочет открыть еврейскую школу. Поезжайте туда и откройте ее вместе».

А кто говорит, что на свете не бывает чудес. Разве не чудо, что Мирьям из Австралии, где даже кенгуру бегают с сумками по магазинам, Мойше из Венесуэлы, где живут одни террористы, и я с Москалевки, куда после захода солнца не ступает человеческая нога, встретились в Харькове и зажглись одной и той же идеей.

И мы открыли нашу школу. Если перелистать ее десятилетнюю историю, то нам откроются не только веселые, но и грустные страницы. Мы создавали не просто школу, мы строили большой еврейский дом, в котором всем будет тепло и уютно, главное, интересно. Мы строили общину, школа должна была стать ее фундаментом. И мы ее построили с Б-жьей помощью и тех, кто с нами начинал. Сегодня с теплом и грустью вспоминаю нелегкие первые шаги, Инну Улановскую, Эллу Певзнер, Дору Стайко и других. Я уверен, что у них там, за многие тысячи километров сегодня увлажнились глаза и защемило сердце.

Каждый год в конце июня мы провожаем наших детей в большую жизнь. Провожаем с грустью, потому что полюбили и привыкли к ним. Мы получаем от них письма из разных концов света. Не все письма до конца без слез могут прочитать учителя со слабыми нервами, потому что пишут именно те слова, которые нам нужны. И я иногда думаю, что если бы мой папа Иосиф мог закончить такую школу – он был бы как минимум профессором, а мой дядя Мойше – директором обувной фабрики. Мой дедушка Генрих мог бы стать руководителем самой солидной в Одессе транспортной компании, а дядя Илья – президентом Олимпийского комитета.

Но они жили в другое время. Оно было плохим или хорошим, знает история. Но они жили, любили, ненавидели, плакали и смеялись, радовались и огорчались, теряли близких и рожали по 10-14 детей. Они работали, как ломовые лошади в одесском порту, потому что детей нужно было кормить и одевать. В лучшие минуты жизни мои родные собирались вместе за столом, выпивали маленький «лэхаим», негромко пели «Ломир алэ инэйнем», «Бамир бестушейн» и мечтали о тех временах, когда, если не дети, то хотя бы внуки смогут сесть за парты еврейской школы, а молодой, остроумный и симпатичный раввин, зайдя в класс, скажет им: «Шолом!

Сегодня в школе 16 классов, cвыше 400 учеников. Педагогический состав школы – это 45 педработников, среди которых 7 – учителя высшей категории, 5 – учителя первой категории, 9 – второй категории, 2 учителя имеют педагогическое звание «учитель-методист», 1 – «старший учитель». Учителями школы создано пятнадцать учебных пособий, двенадцать научно-методических разработок, больше двадцати научных статей. С 1998 года в школе создано и успешно работает научное общество учащихся, в котором дети работают в отделениях биологии, физики, химии. Предметы, которые определяют специализацию школы: иврит, иудаика, история еврейского народа, еврейская литература. Связь в преподавании еврейских предметов прослеживается при планировании учебного материала, в работе методического объединения учителей еврейских предметов, а также во внеклассной работе. Такая система преподавания еврейских дисциплин приводит не только к повышению качества знаний учеников по этим предметам, но и к повышению интереса учеников к истории и языку своего народа, привлекает их к участию во Всеукраинских и международных конкурсах, олимпиадах и семинарах. Особое внимание уделяется воспитанию учащихся на основе заповедей нашего народа, которые и сегодня являются универсальными моральными ценностями. Сюда же входят такие понятия, как справедливость, любовь к истине, мужество, терпимость, патриотизм, человеколюбие, самобытность и т.д. В школе уже 7 лет работает детская волонтерская благотворительная организация «Союз сердец». Задачи организации: постоянная помощь людям, которые нуждаются, сотрудничество с благотворительными фондами, воспитание детей в духе еврейских традиций и ценностей, воспитание у детей чувства сопереживания к судьбе народа Украины. За годы ее работы число волонтеров возросло с 25 до 140. Постоянную заботу детей ощущают 160 одиноких, больных и требующих помощи людей.

About Us | ©2006 ---=ХАОС=--- Studio